В сегменте удаленной работы встречаются задачи куда более объемные, чем просто заказать контент или создать сайт под ключ. Пришло время поговорить о некоторых аспектах «важнейшего из всех искусств», а точнее о том, как продать сценарий фильма или сериала.
Я фильмец слепила из того, что было…
Вспомнилась история одного сценариста-любителя, который вдохновенно писал киносценарии, регулярно посылал их в различные кинокомпании и публиковал синопсисы в специальных изданиях. Его творческие потуги безнадежно игнорировались, но как-то случайно включив телевизор, он заинтересовался одним сериалом, в котором то там, то тут проскакивали знакомые детали родного произведения. Да и в целом идея сюжета причудливым образом перекликалась с творением, собственноручно отправленным в киностудию задолго до шокирующего события.
Конечно, наш герой – не такой уж простак, и, соблюдая юридические рекомендации, исправно посылал свои работы себе же по почте. Но какой в этом прок, если за кинодельцами стоит армия опытных юристов, которые за пять минут докажут, что ключевые моменты снятого сериала строго уникальны, а похожесть сюжетной линии и повтор некоторых деталей – не более чем случайность. Кто-то из киношников, не читая оригинального материала, оставил тогда в блоге следующий комментарий: «Был бы хороший сценарий, его бы обязательно заметили и взяли в работу. Так что нечего волну гнать!»
Это мнение имело бы право на существование, если бы при всех моментах схожести, фильм не получился бы на порядок ниже того уровня, который мог обеспечить первоисточник. Напомню, его идея – вместе с наиболее сочными деталями – была украдена и цинично использована для производства еще одного жалкого сериалишка.
Тех же, кто с пеной у рта доказывает, что все плоды сценарной самодеятельности – барахло, не заслуживающее внимания, следует отправить к телевизионным экранам, а потом спросить: «Много ли новых достойных фильмов, снятых по сценариям профессионалов, появилось в эфире в течение недели, месяца, года?..»
Другое дело, творческие изыскания людей, далеких от кино, часто нуждаются в доработке, но это не означает, что над чужими произведениями можно глумиться, да еще и не поинтересовавшись мнением авторов.
Любители иногда допускают ошибки, часто не знают, что такое драфт или тритмент, но они могут обладать главным – талантом. Зато никакой педагог не в состоянии научить бездарных студентов сочинять увлекательные истории. А кто и как в большинстве случаев поступает в творческие вузы, надеюсь, ни для кого не секрет. Ежегодно толпы привилегированных бестолочей вливаются в ряды штатных сценаристов, редакторов, продюсеров…
Посторонним вход воспрещен
Существует множество наставлений о том, как продать сценарий, но лишь малая их часть отличается актуальностью. Начнем с того, что кино- и телеиндустрия – области достаточно закрытые, и попасть туда с улицы крайне сложно. Там, как и везде сегодня, правят деньги, поэтому никто не собирается платить гонорар темной лошадке, пусть даже она сотворила нечто гениальное, хотя чудеса иногда случаются.
Гораздо проще пролистать сотню-другую присланных в студии и выложенных в интернет сценариев, слизать интересные идеи и эффектные моменты, а затем сляпать из этого винегрета очередного киноуродца.
Отчего же происходят подобные казусы, ведь у нас есть хорошие режиссеры и сценаристы? Конечно, есть, но они не берутся снимать ту лабуду, которую от них хотят получить продюсеры. А эти ушлые ребятки далеки от высоких художественных идеалов; им главное зацепить и удержать внимание зрителя любой ценой, чтобы впоследствии телеканал мог навесить на фильм то, ради чего он и снимается – рекламу (желательно побольше и подороже).
Пипл схавает
Многие низкопробные сериалы снимают молодые профессиональные режиссеры, а сценарии к ним пишут такие же начинающие сценаристы. Но может ли молодой человек (пусть и толковый выпускник ВГИКа), мало что видавший в этой жизни, придумать и написать проникновенную историю, да так, чтобы не хотелось плеваться от обилия ляпов и несуразностей? Едва ли. Вот и ответ на вопрос, почему крадутся творческие идеи.
А тут еще, как назло, киносообщество постигло новое лихо – тотальный дефицит аутентичного сценарного материала; наснимали столько, что за какой сюжет ни возьмись – кругом сплошное дежавю. «Мыльные» авторы вконец распоясались и давай «лепить горбатого» на всю катушку.
Итак, как было отмечено выше, приближЁнные к кормушке специалисты выжимают из груды самодостаточных вариантов, находящихся в открытом доступе, все самое «вкусное», и генерируют некий искусственный микс. Ну а когда такого, деликатно выражаясь, синтетического сценария касается рука начинающего режиссера, творящего по студенческому конспекту, результат очевиден, – его мы наблюдаем на экранах телевизоров с пугающим постоянством. К этому стоит добавить, что над одним сериалом могут работать несколько режиссеров и целая команда сценаристов; такой подход, безусловно, оптимизирует производственный процесс, но, увы, разрушает творческий…
Бывает так, что сценарист и режиссер настроены на качественную работу, но продюсер требует чего-то эдакого, к примеру, ужасов и зрелищности. Ну как тут ослушаться, ведь от этого человека зависит главное – финансирование! А кто платит, тот, как известно, и танцует…
Один телепродюсер средней руки недавно признался: «Мне важно, чтобы в сценарии был чемодан с миллионом долларов, лужи крови и несколько изнасилований». Про глубокий психологизм, характеры, захватывающие диалоги, красноречивые паузы и реалистичный сюжет этот деятель даже не заикнулся. А зачем? Народ хочет жути и балагана! Так вот не надо врать, господа киношники и телевизионщики! Просто вы кормите людей этой отравой, играя на низменных инстинктах, подсаживая зрителей на иглу низкосортного суррогата, подобно барыгам, вливающим в глотки алкашей паленую водку! В результате на этих недофильмах вырастают поколения духовных инвалидов, а жестокость становится нормой. Очень не хочется пафоса, но так и напрашиваются громкие заявления о подрыве основ национальной безопасности страны.
Разумеется, среди всей этой вакханалии насилия, пошлости, безвкусицы и глупости встречаются вполне достойные картины. Они – лучики света во мраке всеобщего идиотизма, но их так мало, что повлиять на погоду в нашем телевизионном пространстве эти исключения не могут. Да и конкурировать (в производственно-техническом плане) добротным фильмам с сериалами быстрого приготовления гораздо сложнее. Хорошее кино требует много времени, усилий и денег, направленных в первую очередь на съемочный процесс, а не на извлечение прибыли.
Пишите в стол – целее будет…
Но вернемся к вопросу о том, как продать сценарий фильма. Для тех, кто этого еще не понял, резюмирующий ответ будет неутешительным: «Никак, если вы не соприкасаетесь с телевизионной или кинематографической средой!» Другими словами, непрофессиональному сценаристу невероятно сложно достучаться до сильных мира кино, но можно хотя бы оградить свое творение от посягательств пиратов в законе.
Справедливости ради следует сказать, что лишь небольшая часть работ, присылаемых в продюсерские студии или выложенных в Сеть, достойна экранизации, хотя каждый писатель считает свое детище исключительным. Критическая оценка собственного материала – это первое, что нужно осознать автору.
И главное, не выкладывайте в интернет и не отсылайте в кинокомпании свой сценарий, в том числе и синопсис, поскольку в нем сконцентрирована основная идея вашей истории. Именно ее возьмет и почти до неузнаваемости раскурочит сценарист-недоучка, окончивший профильный вуз за деньги или по блату. Друзья, уважайте себя и свой труд, не подкармливайте выстраданными идеями дипломированных бездарей от кино и телевидения.
Единственный выход в этой почти тупиковой ситуации – искать личные контакты с адекватными представителями кино- и телеиндустрии. Это очень непросто, но только непосредственное знакомство с людьми, принимающими решение, даст шанс реализовать проект, сохранив авторство и оптимальную целостность первоисточника.
Андрей Уваров 2015